Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Понятие субъект труда

Понятие субъект труда

В понятии “субъект труда” подчеркивается роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему: объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание соответствует трактовке психики как активного начала.

Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности:

  • целей
  • систем действий
  • внешних и внутренних средств
  • условий
  • индивидуального стиля

Объект здесь — “приемник” воздействий (если это социальный объект, то в свою очередь, это объект активный), субъект — их инициатор в системе “субъект — объект”.

Любому субъекту труда, профессионалу, присущи индивидуальные особенности, поэтому каждый человек:

-стремится максимально использовать свои качества, влияющие на продуктивность деятельности;

-различными способами преодолевает те качества, которые препятствуют достижениям;

-работает с удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему “почерк” — индивидуальный стиль.

По мнению Е.А.Климова, «чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства) » .

 

В контексте психологии труда особое значение придается развитию ориентировки человека в мире профессий. Одним из направлений развития человека как субъекта труда, является формирование направленности, в частности, трудовой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются условия для усвоения знаний, умений, навыков.

Еще одно направление развития человека как субъекта труда — усвоение общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные).

Евгений Александрович Климов очерчивает и некоторые другие направления развития человека как субъекта труда:

-формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности “здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции)”.

-формирование индивидуального стиля деятельности (совершенствование знаний субъекта труда о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жизненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.

Источник

Оставить комментарий