Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Процесс эстетизации в психотерапии

Процесс эстетизации в психотерапии

Сегодня в психотерапии остаётся актуальной проблема слепого применения техник и методов. Причина заключается не только в невысокой профессиональной подготовке специалистов, но и в недостаточной научной (теоретической и экспериментальной) обоснованности некоторых приёмов и технологий психотерапии. Глубокое и всестороннее понимание сущности и сложности человеческой психики, с одной стороны, даёт возможность творчески и деликатно использовать и создавать психотерапевтический инструментарий, с другой стороны, позволяет быть свободным от рамок психотерапевтического метода. Тогда и открывается доступ к использованию всего богатства, которое накопило профессиональное сообщество в психологии, психотерапии, философии, педагогике и искусстве. 

В этой статье предпринимается попытка обозначить проблему и роль эстетизации в психотерапии и психодраматическом методе, в частности.

Эстетизация, в данном контексте, представляет собой психический процесс,
который позволяет осмыслить жизнь или отдельное жизненное событие человека (например, психологическую травму) как нечто целостное, упорядоченное, гармоничное, самобытное, ценностное и завершённое. Как нечто имеющее свою логику и место в бытии (право быть).
При этом, эстетическое наслаждение преобразует душевную боль, трансформируя элементы картины мира клиента, связанные с его проблемой.
Конечно, эстетизация имплицитно присутствует во многих психотерапевтических методах (арт-терапия, символдрама, нарративная психотерапия), но именно в психодраме она достигает своей полноты за счёт синтеза психотерапевтического и драматического дискурса. Проживание, переживание (в значении деятельности) и проигрывание своей истории даёт возможность связать воедино разные компоненты опыта и найти символический вариант разрешения внутреннего конфликта.

Например, образ, создаваемый психодраматическим приёмом "зеркало" очень напоминает картину художника, в которой, в максимально сжатом виде, запечатлена квинтэссенция частной проблемы или центральной жизненной драмы.
Такая картина, являет собой новое системное качество внутреннего опыта. Другими словами, сгущение эмоционально насыщенных событий позволяют узреть невидимый ранее смысл, возможность, ценность или структуру ценностей.

Такая "картина" вызывает эстетическое наслаждение не только за счёт синтеза и силы входящих в неё противоречий, но (и это главное!) благодаря угадывающегося пути разрешения такого противоречия. А поскольку элементы такой "картины" лишь символически отражают реальность внутреннего мира протагониста, их восприятие и понимание минует защитные механизмы личности. Таким образом, снимается и эффект неприятия, который возникает, например, когда человек впервые слышит запись собственного голоса.

При этом, существует опасность эстетизации и консервирования собственных проблем, которые являются потенциально разрешимыми. Что-то вроде красивого обустройства ямы в которой человек находится. Поэтому задачей психотерапевта является осторожное применение "эстетических методов", чтобы они не приводили к любованию собственными страданиями, а позволяли находить пути решения сложившихся внутренних противоречий.

Такое разрешение противоречий с точки зрения Л. С. Выготского и является основной задачей любого искусства. Например, мраморная скульптура вызывает эстетическое наслаждение ещё и потому, что в ней как-бы снимается сосуществующие противоречие мертвого и холодного камня и прекрасного человеческого образа.
Эстетические приёмы помогают настроится на собственные ценности и смыслы, уловить "дыхание жизни" и следовать "внутреннему компасу". Это, в определенном смысле, противоядие выученной беспомощности и навязанным правилам жизни.

Кстати, в психотерапевтических методах и направлениях находит ещё одно своё выражение старый конфликт двух типов культур — "Культура ценности" и " Культура полезности". В этом смысле, более прагматические, краткосрочные и направленные на результат методы (поведенческая психотерапия, например) конкурируют с методами, которые ставят своей задачей научить человека понимать и "слышать" свои собственные переживания. Эта группа методов и пытается обращаться к целебным возможностям настоящего искусства. 
И поскольку в основе этих подходов принципиально разные философские и методологические основания, то создание единой теории оказывается очень трудной задачей, хотя попытки продолжаются (психосинтез, например). 

Таким образом, исследование и дальнейшее развитие психотерапевтического потенциала искусства и использование его в работе психолога представляется перспективной задачей, решение которой, может открыть новые пути и возможности психологической помощи.

Источник

Оставить комментарий