Главная » ПСИХОЛОГИЯ » В помощь молодому специалисту

В помощь молодому специалисту

   Пожалуй, все знают расхожее выражение «забудь всё, чему тебя учили в университете, теперь тебе это не пригодится».  Мне бы хотелось поговорить о том, что именно следует забыть молодому специалисту-психологу, а что нужно наоборот вспомнить и даже заново открыть.

     Забыть, на мой взгляд, необходимо то, что кто-то будет организовывать вашу работу, говорить, как правильно поступить, вести, руководить и управлять вашими действиями.

     Проблема также заключается и в том, что в университетах акцент делается на знании академических, теоретических дисциплин, точных формулировок, бесчисленных теорий, определений, моделей и прочих умозрительных концепций. Как только специалист-психолог выходит за порог университета, там этого больше нет. А есть совершенно другое, множество историй человеческих взаимоотношений, проблем, обращений к вам как к судье, советчику, постановщику приговора, доктору.

    Если вы будете работать в государственном учреждении о необходимости работы какой-либо достаточной продолжительности, вложении собственных сил и души в эту работу люди, приходящие к вам, будут часто неосведомлены. Чаще всего они будут желать, чтобы вы что-то сделали с их детьми, сказали им, как можно себя вести, как нельзя, подтвердили или наоборот опровергли их мнение относительно их детей, супругов или же их самих, что-то очень быстро сделали с утратами, травмами, кризисами, нарушениями социальной адаптации, тревогой, психосоматикой и прочими проблемами. 

     Что нужно помнить, чтобы не начать терять свою профессиональную позицию и не выгорать, стараясь удовлетворить запросы клиентов, находящиеся за пределами возможного?

      Во-первых, то, что вы изучали теоретически, то, что психолог не волшебник, что  для работы с различными проблемами существуют определенные сроки.

        Также то, что семейные системы очень устойчивы, как бы дисфункциональны они не были, что, если родители категорически против того, чтобы услышать ваши рекомендации, поразмышлять о причинах возникновения симптомов у ребенка, принять во внимание его эмоциональные потребности, а не только потребности в материальных благах и интеллектуальном  развитии и считают, что у них «всё в порядке», то вы не должны любой ценой пытаться показать, что происходит с их ребенком, не должны трогать их защиты, розовые или черные очки на глазах, поскольку  разбалансировать такую семейную систему  силой чревато повышением в ней внутреннего давления и опасностью внутренних «взрывов». То есть любой ценой «спасать» клиентов не нужно и даже опасно и вредно для них же самих.

    Если проблемы ваших клиентов, так или иначе, резонируют с вашей собственной личной историей, даже уже проработанной в терапии, нужно помнить, что ваши клиенты – другие люди, личности со своими уникальными ресурсами и возможностями, ценностями, опытом, также, что при внешнем сходстве обстоятельств всегда есть множество отличий их ситуации от вашего опыта, что нужно быть включенным и исследовать именно ситуацию клиента такой, какова она есть, и видеть клиента таким, каков он есть, не вкладывая в его переживания своего собственного содержания, для того, чтобы клиент смог найти подходящий для него выход. Для того, чтобы это было возможно, собственный болезненный опыт, конечно, должен быть проработан в личной терапии.

        Также вы можете столкнуться с трудными случаями, которые напоминают те, о которых вы читали только в книгах и, возможно, в период обучения не представляли, что такое может с легкостью встречаться в реальности.

       В качестве обобщенных примеров  из моей практики можно привести драки как способ взаимодействия родителей и детей, о котором они могут даже рассказывать с нескрываемым драйвом и удовольствием, случаи многолетнего сексуального насилия и эксплуатации, начавшиеся еще в подростковом возрасте и до сих пор присутствующие в жизни женщин уже 20-30-летнего возраста, тяжелые инверсии ролей в семье, когда дети вынуждены заботиться о психически или физически нездоровых родителях и прочее, чего, к сожалению, будет еще очень много встречаться в течение профессиональной жизни каждого специалиста.

            На что можно опираться в таких случаях?

       Прежде всего, на то, что все участники данных ситуаций люди, в которых есть здоровые глубинные части, ядро личности, здоровые потребности, свои нелегкие истории развития, которые приводят к формированию таких вот тяжелых отношений в настоящем, но, в то же время, и свои компенсаторные механизмы, свои внутренние силы, стремление к развитию, потенциально заложенное во всех нас. 

       К этим вот здоровым частям и силам и нужно по возможности апеллировать. И, конечно,  знать, что для достижения положительных изменений в таких случаях нужно много времени, внутренних ресурсов таких клиентов и их внутренней готовности.

       При непродолжительных консультациях ценно будет уже то, в чем вы отразите их ценность, что хорошее о себе поможете осознать и принять, а также выражение и облегчение накопленных тяжелых чувств и поиск ценностей в их жизни, смысла, на который они могут опираться даже в тех обстоятельствах, в которых они находятся сейчас.  Чаще всего, такие клиенты не готовы к более глубокой работе, но в целом, получив принятие, пережив контакт с сохранным и здоровым внутри себя они могут получить  новый и важный опыт и потенциал к изменению сложившихся в их жизни обстоятельств.

      Часто психолог может столкнуться с «ложью», фантазиями, манипуляциями, как имеющими определенный смысл, так и без такового. У детей до 7 лет фантазии и выдуманные истории помогают им удовлетворить хотя бы так те внутренние потребности, удовлетворение которых они не находят в семье, чаще всего, это потребности в любви, внимании, признании, уникальности, одобрении. То есть неправдоподобные рассказы и истории детей, конечно, не следует считать патологией.  Часто родители таких детей сами в достаточной мере не получили в своем детстве опыта удовлетворения этих базовых человеческих потребностей или переживают какие-то нелегкие события в настоящем, почему у них и не хватает ресурсов дать своим детям то, в чем они нуждаются. Поэтому в таких ситуациях необходимо дать то, что возможно в рамках приема, родителю и ребенку и постараться найти в окружении родителя тех, у кого он сможет эту поддержку получать  в дальнейшем.

    Также вы можете столкнуться с проверкой на прочность от подростков, с заявлениями о том, что они употребляют наркотики, с рассказами о различных симптомах, соответствующих психическим заболеваниям. В данных случаях нужно быть внимательным, чтобы разграничить демонстративные высказывания от действительно очень тревожных симптомов и обстоятельств, и нужно сохранять спокойствие и доброжелательное отношение к подростку, не отказываться от него, не пугаться, не нападать и не пугать страшилками, которые они и сами уже знают.  

       Если в ответ на вашу стойкость и спокойствие подросток начинает критически относиться к своим высказываниям, успокаивается, ведет себя в целом на протяжении всего времени упорядоченно, не демонстрирует внешненаблюдаемых симптомов употребления ПАВ или психических заболеваний и постепенно начинает рассказывать то, что его действительно беспокоит в его отношениях с окружающими и в его внутренней жизни, то такие высказывания можно считать способом убедиться в том, что они могут вам доверять.

     Если же сохраняются сомнения в психическом статусе подростка, то необходима комплексная психодиагностика с согласия подростка и его родителей до достижения подростком  шестнадцатилетнего возраста,  а затем уже грамотное донесение информации  о результатах исследования и о том, куда еще необходимо обратиться для оказания комплексной помощи в данной ситуации.

    Пожалуй, в описанные мною возможных трудностях в практической работе психолога нет чего-то принципиально нового, к чему не готовили бы в университете, но все эти трудности на входе в работу неизбежно станут встречаться в большом объеме  при чаще всего минимальном времени работы с клиентом.

  И молодому специалисту важно уметь удерживать свои личные и профессиональные границы, не вовлекаться чрезмерно в трудности клиентов, не бросаться их «спасать» любой ценой и при этом осознавать и сохранять изнутри ценность своей профессии и себя как профессионала, несмотря на те неудачи, которые будут возникать уже просто даже из-за ограничений объективно необходимых возможностей помощи в той или иной ситуации, начиная от отсутствия мотивации к изменениям у  клиента,  до временных, материальных и других условий, препятствующих полноценной работе в том или ином случае.

       А также, важно иметь собственный внутренний источник спокойствия, свободы, внутренней гармонии и жизненной силы в том виде, в каком вы его внутри себя ощущаете, будь то горный родник, безбрежный океан спокойствия, бескрайнее небо или какой-то еще именно ваш образ наполненности и устойчивости.

     Сохраняя контакт с этим глубинным источником энергии, вы сможете дать пережить и своим клиентам, что помимо многочисленных проблем и трудностей, возникающих в нашей повседневной жизни, в каждом из нас есть различные внутренние части, возможности, силы, что-то большее, на что мы всегда можем опираться внутри себя, каковы бы ни были внешние обстоятельства.

 

Источник

Оставить комментарий