Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Выход из треугольника Карпмана. От дела к телу.

Выход из треугольника Карпмана. От дела к телу.

Много интересного написано об этом драматическом треугольнике, впервые описанном Стивеном Карпманом. Но в основной массе материала на тему выхода из ролевых позиций «жертва — преследователь — спасатель» я нахожу только указания: если вы хотите покинуть треугольник, перестаньте делать то-то и то-то (жаловаться, критиковать, спасать и т.д.). Легко сказать! Но как же это сделать? Первое, что стоит научиться делать:

Обнаруживать себя в треугольнике.

Очень полезно в этом деле знать особенности поведения и диктующих его убеждений каждой из ролей. Это поможет идентифицировать, какие роли нам привычны и удобны, в какой ситуации срабатывает желание занять какую-либо позицию. Хотя по большому счету все эти роли изначально — жертва, и переход ее от одного облика к другому происходит стремительно. Найти описания ролей совсем не сложно, не буду подробно на них останавливаться. 

Я вижу одним из основных маркеров того, что затягивает в треугольник — дискомфорт и напряжение во взаимоотношениях. Как только чувствуем их — тут же задаем себе вопрос: какую из ролей я занял на данный момент?

Здесь надо как следует потренироваться, потому что попадаем мы в этот треугольник как правило в детстве, в родительской семье, и со временем принятые роли становятся нам настолько привычны и близки, что дискомфорт может также стать привычным состоянием и следует сначала развить предельное внимание к происходящим на разных уровнях личности процессам.

Еще один маркер — беспокойное активное желание взаимодействовать (избегать взаимодействия): 1. Нападать, обвинять 2. Жаловаться, защищаться, плакать (призывая спасителя, который прибежит с платочком и поможет почувствовать себя еще слабее) 3. проявлять чрезмерную заботу, поучать и разруливать (неважно просят тебя об этом или нет) — в зависимости от выбранной роли. Устремление обычно действительно неудержимое, особенно, когда соучастник драмы тоже прочно залип в треугольнике.

Обнаружили, определили — полдела сделано.

Переходим от дела к телу.

А именно, переключаем внимание с внешнего процесса — с самой драмы — на внутренний: под любым предлогом покидаем «коллегу» по драме, и начинаем сканировать мысленным вниманием свое тело на предмет того, где же сидит это желание действовать «во что бы то ни стало». Ищем напряженные места, зажатости или наоборот слабости. Это может быть сжатая челюсть, кулаки, комок в горле, слабость в ногах — вариантов множество.  Когда обнаружили — исследуем, прощупываем вниманием это место, можно мысленно проговаривать: у меня ком в горле, он плотный, горячий, большой. Потом начинаем дышать через это место, наполняем его медленным глубоким дыханием, чувствуем «воздух» вокруг него, делаем это до тех пор, пока не пропадет желание продолжать конфликт. 

Если неприятные ощущения в теле не пропали, то позвольте им просто быть как есть. Вы их видите, вы чувствуете вокруг них пространство, они не захватывают вас полностью — в таком случае какой вред, если они немного побудут там?

Вот, собственно, и весь алгоритм. Проделанный много раз, в настойчивом желании быть собой, и общаться с людьми аутентично — он непременно принесет свои плоды. 

В дополнение даю вам случайную карту из колоды «Persona». Задайте себе вопрос: кто я в драматическом треугольнике? А затем опишите человека, которого видите на картинке. Возможно, это поможет вам определить свои привычные роли. 

 

 

Источник

Оставить комментарий