у_гроза

 

"Ему 5 лет. ОН встречает меня очень интенсивно: здоровается и сходу, пока мы поднимаемся по лестнице в кабинет-выкладывает, как на духу то, что не может в нем удерживаться, ибо булькает:
— Вероника Игоревна! Мама сказала через 2недели будет гроза, но она пройдёт. Представляете!!!!Но я не боюсь!!!Она пройдёт! (Глазища огромные; громко тараторит, сжимает кулачки и немного приседает, рассказывая все это)
— А Вы боитесь грозы?
Даже не знаю…(задумываюсь на секунду… но этого достаточно, чтобы не успеть ответить)
— Ты должна быть мужчиной, потому что они не боятся грозы 
 (лёгкий конфуз…много реакций)…пауза…
…- Знаешь, бывает, что я очень боюсь грозы, на самом деле. Особенно когда она неожиданная…
— Да, я тоже…"
—————————————
Очень важно, научить ПЕРЕЖИВАТЬ ребёнка сложные чувства: такие как страх, злость, боль. А для этого эти чувства сначала необходимо допустить до возможности проявиться в контакте с другими людьми. И если мы говорим о ребёнке, то его возможности на эту тему напрямую зависят от возможностей тех взрослых, которые его окружают. Например, если я-напуганный чем-то ребенок- я нуждаюсь в том, чтобы мой страх, в первую очередь, приняли. Это означает: увидели меня боящегося (мои широко распахнутые глаза, или сжавшееся тело или задержанное дыхание могут вам об этом сообщить, помимо моих слов) и в эту минуту не устремились мне рассказать, что бояться мне не надо или нЕчего, а подтвердили то, что я не один тут наедине с тем, что во мне происходит. Это уже позволяет снизить интенсивность эмоции.

Какие-то довольно простые слова, вроде: "Да, я вижу, что тебе сейчас страшно/очень страшно/тревожно" (в зависимости от интенсивности, которую вы можете наблюдать) способны поведать ребенку, что он здесь не один, что облегчит его переживание и поможет начать переход от захваченности эмоциональной реакцией к тому, чтобы вместе со взрослым сориентироваться в том, что с ним происходит. Затем может произойти узнавание этого страха, знакомство так сказать: можно поговорить о нем, можно порисовать, полепить, проиграть…можно обнять ребенка (если вы начнёте с ним искать то, что ему нужно- вы обязательно найдёте!).

Разделённый с другим живым человеком процесс переживания живых эмоций-обладает лечебным эффектом, если это происходит в безопасной (психофизиологической) обстановке.
Детям нужен путеводитель в лице взрослого, чтобы научиться опознавать свои переживания, а затем и справляться с ними. Это не молниеносный процесс, и он требует времени и устойчивости от самого взрослого, безусловно. Если есть трудность выдерживать собственные сильные эмоции, то, вероятнее всего, интенсивный процесс переживания ребенка будет прерываться неосознанно или сознательно. Например, попыткой быстро прекратить происходящее. Чаще всего, за любой быстрой реакцией стоит собственная родительская тревога, которая настигает, лишая возможности остаться с ребенком в той ситуации, которую тот сейчас переживает. Связано это может быть с разными причинами, начиная от собственных детских травм родителя и заканчивая человеческой усталостью. Все подряд детские реакции принимать без разбора родитель, конечно же, не должен — это другая крайность присутствия. Но если все же вы наблюдаете какой-то повторяющийся симптом у ребенка: будь то страх, навязчивые движения, вспышки гнева, неподдающиеся урегулированию истерики, с которыми вы не справляетесь — тогда лучшим решением будет: отвести ребенка к детскому психологу, чтобы там появилась возможность для разрешения возникшей сложности.

Не испытывать "не хорошие" чувства мы — люди (и маленькие и большие), конечно же, не можем- это во многом телесный процесс, а вот узнать их, и тем самым сделать СВОИМИ, а значит частью себя (что само по себе означает,что чувство меньше, чем Я, а значит не оно владеет мной, а я им)-это помогает и взрослым и детям регулировать себя в сложных ситуациях.  НО до того, как я научусь сам/ сама — мне нужен Другой, который УЖЕ умеет управлять собой, что не равнозначно отсутствию чувствительности и эмоциональности.

А грозы они, да, проходят… просто нужно время и люди неподалеку…

Источник

Оставить комментарий